Сообщается, что 10 декабря начнет работу спутниковый телеканал «Белсат». Канал будет вещать с территории Польши, и станет еще одним европейско-белорусским проектом, задача которого — «прорыв информационной блокады». Кое-что уже известно об информационной политике канала и планах. Создан и промо-фильм о «Белсат». Между тем, уже значительное время прорывом информационной блокады занимаются радиостанции. Что можно сказать об эффективности всех этих усилий?
Леонид Миндлин: Телевизионного проекта, собственно говоря, пока еще нет, он находятся в стадии формирования. Очень трудно судить о том, что этот проект будет собой представлять, поскольку мало информации. По некоторым отрывочным сведениям можно заключить, что новый телеканал организуется как традиционный проект телевещания, т. е. с базированием в данной стране. Понятно, что, находясь за рубежом, трудно создать эффективное вещание в соответствии с такой моделью. Нужно было, как говорил Горбачев, искать ассиметричные решения. Понятно, что новости едва ли следует делать в соответствии с моделью больших телеканалов — людям попросту не дадут здесь работать. Появление человека с камерой всегда вызывает нервную реакцию. Нужно было искать нетрадиционную модель новостной программы.
Все забывают о том, что люди, которые смотрят спутниковое телевидение, имеют доступ к десяткам телеканалов, и потому нужно предлагать ему такой продукт, который нигде нельзя найти. Причем здесь нужен качественный продукт — в противном случае телеканал не получит необходимой аудитории. Конкурентом новостным и аналитическим программам «Белсата» станут новости и аналитика белорусских государственных каналов (в частности, «Панорама»). Их, конечно, ругают, но они постепенно профессионализируется в смысле качества картинки, агрессивной манеры подачи и пр.
На мой взгляд, большой ошибкой при создании канала, стала «конспиративность» разработки его концепции. Не было обсуждения в профессиональной среде, среди экспертов, не было конкурса проектов.
Что же касается уже работающих электронных независимых СМИ, а это Радио-рация, программы по Deutsche Welle, Европейское радио для Беларуси, Радыё Свабода (в случае с русской службой BBC нельзя говорить о системной работе), то общая беда их всех — ограниченная аудитория (находящаяся в пределах социологической погрешности — 1, 2, 3%), поскольку они принимаются преимущественно через Интернет или по спутниковому телевидению. Они не могут вещать в диапазоне FM, поскольку соответствующий передатчик действует на расстоянии примерно 100 километров. Через Интернет их случает весьма ограниченное количество людей, поскольку там люди находят альтернативные источники новостей. Примерно то же самое касается спутникового телевидения: очень мало людей представляют, что можно принимать качественные радиопередачи посредством спутниковой тарелки. Многие люди вообще не знают о существовании этих станций, и они почти не рекламируются.
Из всех радио-проектов выгодно выделяется Европейское радио для Беларуси. Это радио, вещающее в информационном формате FM — много музыки и короткие новости, комментарии. Они не лезут на рожон, но, во всяком случае, те, кто слушает эту станцию, получают достаточно качественную информацию о том, что происходит в мире. Плюс к этому хотелось бы добавить: очень неплохая фонотека, неплохая музыка. Если сравнивать с нашими FM-станциями, то Европейское радио — на голову выше, поскольку там нет этих назойливых диджеев и спущенных сверху нормативов.
Общая оценка такова: независимые электронные СМИ вроде есть, но их вроде и нет. При этом качество и специфика информационной продукции, что называется, не учитывает возможностей технического прогресса. В этом смысле электронные СМИ — разумеется, весьма перспективное направление. Взять, к примеру, инициативы властей по демонтажу спутниковых тарелок. Бесполезная работа. Во-первых, люди все равно найдут выход. К примеру, в позднесоветскую эпоху немцы нашли способы устанавливать телеантенны внутри квартир (с незначительной потерей качества приема). И хотел бы я посмотреть, как будут демонтировать спутниковые тарелки в деревнях и малых городах, где спутниковое телевидение не имеет замены в виде кабельного, как в Минске, и где их установлено — в расчете на душу населения — больше, чем в Минске. А во-вторых, на подходе новое поколение телеприемников, которые будут принимать цифровой сигнал непосредственно, не преобразовывая его в аналоговый.
В целом же хотелось бы подчеркнуть, что для успеха независимых медийных проектов необходима качественная независимая экспертиза, независимая в том числе и от непосредственных создателей и участников этих проектов и их лоббистов. К такой экспертизе, пожалуй, не следовало бы привлекать владельцев существующих СМИ — у нас это в основном газетчики. В рабочую группу можно было бы пригласить журналистов и другие медийных экспертов — аналитиков компаний-провайдеров, технический персонал, социологов и т. д.