Впервые за несколько последних лет нынешний август не дал снижения индекса потребительских цен за счет массового поступления на рынок овощей и фруктов нового урожая. По сравнению с июлем в августе он составил 100,3%, по сравнению с декабрем — 104,4%.
Причины тому различны. От особенностей биологических ритмов яблоневых деревьев, которые в ответ на небывалый прошлогодний урожай прошлого года взяли в нынешнем сезоне «передышку», повышения цен на топливо и других привходящих факторов, до особенностей экономической политики, с ее акцентом на импортозамещение. Но если природа слепа и действует, подчиняясь железной необходимости, если уровень цен на газ определяется за пределами Беларуси, то последнее есть результат сознательного выбора. В частности, в течение предыдущих двух-трех лет много денег было вложено в реконструкцию и развитие белорусского тепличного хозяйства. Это мероприятие было многоцелевым. Можно перечислить: сохранение и развитие отечественного производства, сохранение и создание новых рабочих мест, гарантированное и всесезонное обеспечение «потребностей трудящихся в витаминной продукции», повышение конкурентоспособности белорусской продукции.
И все эти цели, включая повышение конкурентоспособности белорусских помидоров, достигнуты. Последняя — исключительно за счет административного ресурса. То есть на импорт «заморских» овощей были введены ограничения, сделавшие его невыгодным, ввиду чего белорусский производитель стал фактическим монополистом, который получил возможность устанавливать цены на свою продукцию, обеспечивающие некий разрешенный государством уровень рентабельности. С тем, чтобы тепличные хозяйства могли исполнять свои кредитные обязательства, что-то вкладывать в производство и платить заработную плату своим работникам.
Примерно такая же политика проводится на табачном рынке, где гармонично, не конкурируя, а дополняя друг друга, действуют государственная табачная фабрика «Неман» и частная компания «Табак-Инвест». На внутреннем рынке их продукция реализуется по установленным государствам квотам и ценам. Остальной объем табачной продукции в установленном размере и по оговоренным ценам обеспечивается официально утвержденными импортерами.
Разумеется, законы природы не могут отменить даже авторы белорусского экономического чуда. В нынешнем августе цены на картофель снизились на 34%, морковь — на 31,1%, помидоры свежие — на 29,1%, капусту свежую — на 28,7%, свеклу — на 28,4%, лук репчатый — на 26,9%. Огурцы свежие подорожали на 26,4%.
Что ж, не в помидорах счастье. И не в картофеле, и не в капусте, и не в свекле. Однако в августе прошлого года по сравнению с июлем, по информации Минстата, картофель подешевел на 37,8%, цены на помидоры свежие снизились в 2 раза, морковь подешевела на 41,4%, свекла — на 33%, капуста свежая — на 28,7%, огурцы свежие — на 27,5%, лук репчатый — на 25,5%.
В целом же цена на овощи в августе нынешнего года составила 136% от средних цен августа 2006 года. Согласитесь, что в Беларуси (в общем и целом) удается выращивать некий усредненный овощ, цены на которой стабильно растут независимо ни от сезона, ни от урожая. Причем, большие урожаи провоцируют и большие цены. Схема проста: с ростом урожая растут издержки производства, что неизбежно ведет к росту цен. А в отсутствие конкуренции на рынке — к монопольно высокому их росту.
Поэтому не стоит ждать милостей от природы. В сентябре не подешевеет. Наоборот, все, может быть, кроме картошки, подорожает. Как и в августе, когда по сравнению с июлем текущего года цены на мясо птицы, мясные полуфабрикаты из свинины выросли на 1,1%, крупы и бобовые — на 1,3%, в том числе горох, фасоль — на 4,5%, крупу пшенную — на 7,2%. Молоко и молочная продукция, мясные полуфабрикаты из говядины подорожали на 1,4%, мука пшеничная — на 1,6%, маргарин, консервы овощные — на 1,8%, майонез — на 2,3%, хлеб и хлебобулочные изделия — на 2,6%, водка — на 3%, макаронные изделия — на 4,9%, масло растительное — на 13,7%. Рыба живая подешевела на 0,4%, сало — на 0,6%.
Рыба свежая — это белорусский карп, продукт употребляемый многими, но далеко не всеми, причем в ограниченных количествах. И вкус не всех устраивает, и технология приготовления достаточно сложна. А сало уже стоит столько, что его незначительное удешевление (0,6% может зафиксировать разве что статистика) на рост народного благосостояния никоим образом повлиять не может. А вот все остальные перечисленные группы продовольственных товаров, на которые цены в августе значительно повысились, в основном входят в продуктовую составляющую потребительской корзинки. И цены на них растут опережающими индекс потребительских цен темпами.
По данным Минстата, цены нынешнего августа на продтовары составляют 109,8% к ценам августа 2006 года, при индексе потребительских цен 108,2%. Но на молоко и молочные продукты — 112,1%, масло растительное — 115,2%, хлеб и хлебобулочные изделия — 110,2%. А это именно тот ассортимент, который нельзя исключить из потребления ввиду реальной опасности утраты физического здоровья.
Индекс цен производителей промышленной продукции к августу 2006 года составил 115,8%, строительно-монтажных работ — 111,1%, тарифов на грузовые перевозки — 113,5%. В этих показателях прямые указания на направленность и масштабы изменения потребительских цен на товары и услуги. Но с еще большей определенностью на это указывает рост цен на бензин — 124,6% от цены августа 2006 года.
Пока наиболее адекватно на рост цен энергоносителей реагирует жилищно-коммунальное хозяйство, увеличившее стоимость своих услуг с начала года на 20%, и городской общественный транспорт — плюс 17%. На очереди пригородный железнодорожный, который пока довольствуется прошлогодним осенним удорожанием билетов, цены на которые сейчас составляют 122% от уровня августа 2006 года.
А вообще лето завершилось в точном соответствии со сценарием, написанном в начале года. Нефть, бензин, газ, обеспечение энергетической безопасности страны. Новая редакция Концепции энергетической безопасности, которую разработали отечественные ученые, с которой согласились правительственные чиновники и одобрил Александр Лукашенко, определяется намерением включить в энергетический баланс Беларуси до 2011 года 3 миллиона тонн условного топлива посредством использования высококалорийного каменного угля, а в течении 2017-20 гг. и атомную энергию, выработанную на собственной АЭС.
По мнению специалистов, это принципиальные положения, которые определяют содержание новейшей концепции. Хотя принципиальной новизны, откровенно говоря, мы не видим. Во-первых, потому, что этот, как уверяют судьбоносный документ, принимался под давлением сиюминутных соображений и стал материализацией отрицательной эмоциональной реакции на нежелание России и впредь обеспечивать Беларуси режим наибольшего энергетического благоприятствования. А когда на волю вырываются эмоции, то разум часто берет тайм-аут.
В противном случае разум подсказал бы ученым-разработчикам простую истину. И сегодня, и после повышения цен до европейского уровня, газ был, есть и будет в обозримой перспективе самым дешевым топливом из всех возможных к применению в Беларуси. По отношению цены к теплотворной способности с ним не сравнится ни один из местных видов топлива, ни один из видов угля. Если те же теплицы перевести на печное отопление, то цены на помидоры превысят цены на ананасы и, вполне может быть, на устрицы.
Да, все это можно и нужно использовать, но не так судорожно, как это делается сейчас. А то ведь частный сектор в городах, деревня уже начинают испытывать нехватку этого самого местного топлива, которое для ради галочки в отчете сжигается сейчас в плохо оборудованных коммунальных котельных.
В свое время Народный Китай строил доменные печи в каждой коммунальной прачечной. Все знают, что из этого вышло.
Чистейшей воды авантюра.