Недавно Д. Рогозин объявил о намерении зарегистрировать Конгресс русских общин в Минске. Несколько ранее он же предлагал Александру Лукашенко возглавить партию «Великая Россия», а Г. Зюганов отвел Минску ключевое место в праздновании юбилея Октября. Эти и другие, менее значительные шаги в этом же духе создают впечатление, что российская оппозиция готова использовать покровительство белорусских властей, подобно тому, как белорусская оппозиция пользуется помощью властей Литвы, Польши и Украины. В этой связи у нас два вопроса.
Первый: какие аргументы у Лукашенко могут быть в пользу предоставления белорусской площадки для деятельности российской оппозиции и какие против ?
Александр Федута:Лукашенко — опытный и тонкий политик, прекрасно понимающий, что есть грань, которую лучше не переходить. Посему главный критерий для него — следование сложившемуся имиджу «левого славянофила и антиглобалиста». То есть, делать то, что любая российская власть спишет на блажь зарвавшегося царька. Предоставление площадки для российской оппозиции сегодня — это, скорее, услуга, которую он оказывает Путину, выводя и Рогозина, и — в меньшей степени — Зюганова за пределы России. Очевидно ведь, что российские телеканалы расскажут электорату об этой активности лишь то, что им позволит г-н Сурков. Одновременно, разумеется, оказывается и некоторое давление на Путина, но Путину, до сих пор не определившемуся по кандидатуре преемника, настолько сегодня не до Лукашенко, что он этого давление даже не почувствует. Тем более, что накануне парламентских и президентских выборов Путин не решится рисковать проимперски настроенным электоратом и вряд ли станет серьезно — вплоть до отключения газа — обострять отношения с достаточно популярным в российской провинции персонажем, каковым является Лукашенко. Посему Александр Григорьевич справедливо убежден в собственной безнаказанности — по крайней мере, на два ближайшие года.
? Второй: в случае, если российская оппозиция расширит свое присутствие в Беларуси, как это может отразиться на белорусско-российских отношениях и на внутренней политической ситуации в Беларуси ?
А.Ф.: С этим хуже. Предоставляя площадку для коммунистов и, что гораздо серьезнее, для русских националистов рогозинского толка, Лукашенко тем самым стимулирует аналогичные движения и в собственной стране. Это, во-первых, серьезно осложняет положение национально ориентированных белорусов, поскольку возникает дополнительный повод для внутригосударственного конфликта. Во-вторых, Рогозин и его КРО настолько неприемлемы для Запада, что если Лукашенко или кто-то из его окружения сколько-нибудь серьезно намеревались вести переговоры с европейскими структурами, то сейчас его оппоненты на Западе получают дополнительный аргумент против диалога с официальным Минском. И то, и другое может иметь серьезные последствия для Беларуси.