Рынок труда в Беларуси характеризуется неразвитостью, маргинализацией, нетранспарентностью и противоречивостью. Официальный уровень безработицы крайне низок. В тоже время, даже официальные органы подтверждают наличие до 1 млн. белорусских трудовых мигрантов в ближнем и дальнем зарубежье.
Таким образом, власти, с одной стороны, хвастаются наличием крайне низкой безработицы (менее 2%). Мол, в странах-соседях, входящий в Евросоюз, за счастье считается безработица в 8%, во многих регионах той же Польши безработица достигает 20-30%, а у нас — «ляпота». С другой стороны, долгое время замалчивался такой интересный факт, как метод расчета безработицы. У них — выборочные исследования населения по методикам МОТ и других известных международных организаций, у нас — официально зарегистрированные на бирже труда. А законодательство по безработным у нас самое рыночное в Европе — для получения мизерного пособия в 30 тыс. рублей нужно обязательно зарегистрироваться на бирже труда и пару дней отработать на общественных работах типа уборки улиц. Отказ от общественных работ или от предложенной работы означает исключение из списков безработных.
Вот и получается, что безработных официально почти нет, но количество поездов и даже самолетов в ту же Москву увеличивается каждый год, причем мест на дешевые белорусские поезда почти нет. Любой может провести собственный эксперимент, опросив ближайших друзей, соседей, родственников на предмет наличия знакомых белорусов — трудовых мигрантов в России. Они есть у всех. По собственным подсчетам автора, тыс. 700-800 белорусов работает в Москве, многие из них, как моя сестра, выходят там замуж, рожают детей и становятся россиянами. Из её группы архитекторов, закончивших 10 лет назад Политех, в Минске — меньше половины. Вероятно, столько же белорусов учится-работает в Европе и США. Опыт друзей и знакомых показывает — 7-8 лет проживания в западной стране, и сюда возвращаться уже совсем не хочется. Т.е реально жителей страны Беларусь давно уже не 10 млн., а приближается к 8 млн. И эта цифра каждый год будет уменьшаться.
Власти бы и дальше замалчивали проблему т. н. скрытой безработицы, однако беда пришла со стороны органов социальной защиты. Трудовые мигранты не платят отчисления в пенсионный фонд. Соответственно, по мере нарастания кризиса в бюджетной сфере и, в первую очередь, пенсионной системе, можно будет увидеть борьбу гордости со здравым смыслом. Одни государственные органы будут по-прежнему пытаться сказать, что безработицы в Беларуси нет, другие — будут выступать за выборочные исследования, и реформу пенсионного законодательства.
Согласно официальной статистике, наиболее востребованными профессиями считаются строительные, в то время как профессии бухгалтера, экономиста, юриста — наиболее невостребованными.
Однако наличие официальных данных сложно проверить на адекватность. Представляется, что, с одной стороны, рынок труда является рынком в естественном смысле этого слова. Причем это касается как Минска, так и остальных городов страны. В Беларуси наблюдается дефицит на рабочие специальности, строительные, технические. Однако если ты — специалист — легко найти и работу бухгалтера, юриста, программиста.
В тоже время, страна производит тысячи специалистов, которые не являются специалистами в буквальном смысле этого слова. Специфика регуляторной среды учреждений образования приводит к тому, что окончивший институт или техникум (ПТУ) молодой специалист не знает ничего из того, что требует его специальность. Однако юношеский максимализм и завышенные ожидания диктуют требования по начальной зарплате в 300-400 долл. Они накладываются на 35% социальных налогов, неразвитость частного сектора, плачевное состояние госсектора и приводят к тому, что часть молодежи регистрируется на бирже труда, поскольку работу по специальности найти невозможно.
С другой стороны, рынок труда стремительно скатывается в состояние дефицитности. Наличие навыков, востребованных рынком, приводит к массовой утечке не только мозгов, но и рук. Программисты, строители, маркетологи и дизайнеры все активнее ищут и находят работу в России и Украине. Более того, правительства многих европейских государств, все чаще сталкиваясь с дефицитом рабочей силы в своих странах, начинают где разговоры, а где и реальные действия, по привлечению трудовых мигрантов в свои страны. Для Эстонии, Литвы, Латвии, Польши, белорусы — идеальная нация — белые (как ни цинично это звучит), образованные, законопослушные, желающие реально интегрироваться в культуру и специфику страны проживания.
Дальнейшее продолжение всех этих трендов приведет к постепенной «молдавизации страны» — все больше хороших строителей, инженеров, учителей, врачей, менеджеров будет искать работу на рынках стран СНГ, в первую очередь, в России и Украине. Сотни лучших студентов ежегодно всеми правдами и неправдами останутся учиться и работать в странах Евросоюза и США.
Следствием значительной эмиграции молодых, с одной стороны, и опытных, с другой, будет ухудшение качества услуг в стране и повышение их стоимости. Молдаване любят рассказывать о высокой стоимости недвижимости в Кишиневе, о том, что в расчете на душу населения в Кишиневе больше автомобилей, чем в любой другой стране СНГ. О том, что на прием к хорошему доктору нужно ехать в соседние страны. О том, что качество образования в собственных ВУЗах очень низкое, а цены — высокие. Все это — следствие неконкурентоспособности национального рынка труда. Денежные переводы гастарбайтеров не дают умереть стране, поддерживая тех, кто остался. Однако говорить о развитии этой страны пока сложно. В случае ухудшения экономической ситуации в Беларуси, нас вполне может ожидать молдавский сценарий. Благо, что нам есть что предложить рынку труда во многих странах.
Попытки же импорта недостающей рабочей силы в современных белорусских экономических и политических условиях приведут к импорту дешевых и низко квалифицированных специалистов, которые только будут создавать дополнительное социальное и экономическое давление в стране среди тех специалистов, которые не востребованы (или считают, что им недоплачивают), а также среди безработных. В условиях ожидания экономического кризиса и неизбежного снижения уровня жизни (через рост цен и снижение дотационности в следующем году, после очередного повышения цен на газ) появление в Беларуси специалистов из Средней Азии и стран Востока может спровоцировать волну ксенофобии в стране в русле «понаехали тут».