Вчера Александр Лукашенко вновь говорил о необходимости увеличения эффективности государственной поддержки и необходимости ее сокращения. С этой целью готовятся нормативные акты, которые, по мысли руководства страны, должны повысить отдачу от вложенных государственных средств, увеличить эффективность государственных предприятий. В их числе — увеличение срока санации предприятий с 2,5 до 6 лет. Почему меры по повышению эффективности предприятий и государственных субсидий раз от раза не дают ожидаемого результата, и как намерения повысить эффективность государственных вложений в предприятия сочетаются с планами увеличить срок санации ?

Елена Ракова: Наше руководство верит в эффективность государственной формы собственности. И оно считает, что административными методами, назначением правильных чиновников, дополнительными нормативными актами, содержащими дополнительные наказания, можно достичь желаемого результата. На приватизацию же государство идти никак не хочет. При этом считается, что жесткий контроль над применением государственной помощи способен превратить нерентабельные предприятия в эффективные. Это один момент.

Момент с санацией также укладывается в политику властей. Механизм банкротства — один из путей к приватизации. И страх правительства, что из-за банкротства каких-то предприятий придет инвестор и скупит их, вынуждает продлить срок санации. При том, что у нас и так механизм банкротства фактически заблокирован. Продление срока санации до шести лет означает только то, что еще на протяжении шести лет государство будет спонсировать убыточные предприятия. Потому что если предприятие оказалось банкротом, то даже проведение санации требует появления нового собственника, который и проведет антикризисный менеджмент. А в нашем случае… Ну какую санацию можно провести на часовом заводе? И кто ее там будет проводить?

Таким образом, последние инициативы лишь подтверждают избранный курс. Государство перестает быть «социально-ориентированным», всем придется затянуть пояса, поскольку денег на покупку электората становится все меньше, они все более перераспределяются в пользу обеспечения лояльности элит. Соответственно будут сокращаться и льготы для предприятий — в надежде на то, что они как-то выживут в режиме экономии.