15 июня Евросоюз постановил исключить Беларусь из Обобщенной системы преференций. Как вы думаете, это решение ЕС побудит белорусское руководство к дальнейшем попыткам поиска взаимопонимания с Европой с тем, чтобы начать процедуру восстановления преференций, либо, напротив, подвигнет Минск сосредоточиться на «альтернативных» контактах ?

Андрей Федоров: Судя по прежним действиям и заявлениям белорусских властей, трудно ожидать от них каких-либо более или менее значительных шагов в направлении исправления замечаний Международной организации труда, что, как стало ясно, единственно может привести к отмене решения о лишении преференций. Прежде всего, едва ли им захочется создавать прецедент в виде демонстрации собственной слабости. Эдак, глядишь, другие потребуют, скажем, изменения избирательного законодательства, третьи — еще чего-нибудь, столь же неприемлемого. Кроме того, само по себе послабление независимым профсоюзам тоже может привести к неким неприятным последствиям. Зато можно не сомневаться, что, поскольку утаить данный факт не удастся, для раскрытия белорусским трудящимся зловещего облика Европейского союза в полной мере будут использованы все имеющиеся в наличии пропагандистские силы.

Что касается альтернативных контактов, то поиск их и так уже, как представляется, ведется в максимально возможной степени, так что лишение преференций вряд ли сможет его существенно интенсифицировать. Однако, возможно, официальному Минску опять повезет: не исключено, что обострение отношений России и Запада из-за американской системы ПРО в Европе приведет к возвращению Москвой «главному союзнику» какой-то части былых дотаций, что может нивелировать грядущие потери.